метод 2 про что
Что на самом деле случилось с Меглиным и Есенией в сериале «Метод-2»?
Страна: Россия
Жанр: криминал, драма, триллер
Год производства: 2015
Режиссёр: Юрий Быков
Режиссёр: Дэвид Линч
Актёры: Константин Хабенский, Паулина Андреева, Александр Петров, Виталий Кищенко.
«Метод» — атмосферный криминальный триллер, два сезона которого зрители уже просмотрели. Это действительно жёсткое кино, наглядно демонстрирующее идею, что для борьбы с маньяками нужно самому находиться за гранью безумия. Каждая серия – законченная история, развивающаяся на фоне основного сюжета, но при этом концовка фильма осталась для многих непонятной. Чтобы понять смысл сериала «Метод 2», сделаем его подробный разбор.
О чём сериал
Идея «Метода» и «Метода-2» довольно необычна для российского кино. Скрытый смысл сериала крутится вокруг того, что маньяк живёт в душе каждого человека. Но одни могут обуздывать свои тайные желанию, чётко проводя границу между добром и злом, а другие нет. Эти вторые считают себя избранными, по факту являясь настоящими безумцами. Они действуют по собственным принципам, веря, что находятся на стороне добра, но в реальности сеют зло.
Парадокс заключается в том, что вычислить маньяка и серийного убийцу практически невозможно. Это вполне может оказаться ваш сосед по лестничной клетке, который днём охотно играет со своими ребятишками во дворе, а ночью выходит убивать чужих детей. Понять логику поступков таких безумцев может только другой сумасшедший, который стоит у черты, но пока не переходит на сторону зла. Именно вокруг этой концепции строится сюжет сериала «Метод», которому посвящена эта рецензия.
Сюжет первого сезона
Вполне естественно, что начинается сериал «Метод» с убийства. Причём не с обычной «бытовухи», а хорошо продуманного и грамотно организованного преступления. Есения Стеклова вместе с одногруппниками отмечает успешное окончание юридического ВУЗа. На вечеринке её подруге Ане незнакомец вручает колье с красиво огранёнными камнями. Девушка примеряет подарок, и защёлкнув застёжку запускает спрятанный внутри механизм. Колье сжимается, камни вонзаются в шею. Аня погибает на глазах выпускников.
На сцене клуба появляется Родион Меглин – настоящая легенда сыска, про которого говорят много, но обычно шёпотом. Он вычисляет маньяка буквально за пару минут. Им оказывается «праздничный убийца» Володя, роль которого исполнил Александр Цекало. Маньяк выдаёт себя после пары фраз, которые следователь Меглин бросает в толпу гостей клуба.
Столь эффективная метода раскрытия преступлений впечатляет Есению. Девушка давно хочет разобраться в тайне смерти своей матери, поэтому через отца – старшего советника юстиции Андрея Сергеевича Стеклова (Виталий Кищенко), пробует стать стажёром Меглина. К удивлению всех, Родион соглашается взять девушку на стажировку.
Напарников отправляют в командировки по регионам центральной России, где происходят серийные убийства. Местные правоохранители оказываются бессильны, но Меглин быстро изобличает злодеев, попутно обучая Есению обращать внимание на незначительные детали. Его фраза «Что видишь?» становится своеобразным девизом первого сезона.
Однако в отличие от других следователей, майор Меглин редко передаёт пойманных маньяков в руки правосудия. Он казнит их на месте, тем самым исключая возможность, что они смогут выйти на свободу и в дальнейшем причинять людям вред.
У него есть много знакомых среди несостоявшихся маньяков, которых он удержал от перехода опасной черты. Родион называет их «наши», и вскоре Есения понимает, что она тоже одна из «наших», и именно поэтому получила стажировку.
Меглин болен, и шансов на спасение у него практически нет. За время совместной работы между ним и Есенией вспыхивает роман. С Родионом начинает вести игру таинственный убийца, который оставляет ему послания «ты меня не поймаешь». Этот маньяк орудует чужими руками, вынуждая «наших» перейти опасную черту.
Сюжет второго сезона
«Метод 2» более детально раскрывает судьбы и психологический портрет главных героев. Есения работает следователем. На момент развития событий она вышла замуж за своего бывшего однокурсника Женю (Александр Петров), с которым у нее до встречи с Меглиным был мимолётный роман. Родила дочь, которая как выяснится позже, – от Родиона. Она беседует с психологом Игорем Самариным (Егор Корешков), который пытается ей помочь и продолжает вести игру с маньяком «Ты меня не поймаешь».
Второй сезон начинается с резонансного дела. Неизвестный убийца отстреливает женихов практически на свадьбе. Есения не может выйти на след убийцы, и тогда в игру вновь вступает Меглин.
Теперь бывший следователь видит во всех гаджетах червяков, которые пытаются проникнуть в мозг, общается с воображаемым другом – собственной проекцией в юном возрасте. Родион-младший, несмотря на свою воображаемую сущность, пытается старшему разобраться в собственном прошлом, которому пока нет логического объяснения.
Несмотря на странности, Меглин остаётся гениальным и с детской непосредственностью помогает Есении раскрывать дела. Она даже забирает его из клиники под личную ответственность для совместной работы.
Однако выясняется, что серийным душителем был супруг Есении – Женя. Именно он подставляет Меглина, мстя ему за прошлые обиды. Однако, несмотря на своё психическое состояние, Родион не так прост. Всё чаще он воспринимает реальность вполне адекватно, вычисляет Женю, идёт по следу «ТМНП». Смысл второго сезона полностью закручен вокруг личности этого серийного убийцы. Это главный антагонист, которым оказывается психолог Самарин.
Будучи мальчишкой, он случайно узнал о проекте «Меглин» и решил стать на него похожим. Его били в школе, и тогда маленький Самарин разыграл хитроумную комбинацию, подставив своих недругов. Всё закончилось смертью физрука. Когда об этом узнал его отец – сотрудник милиции, один из организаторов проекта «Меглин», он выгнал сына из дома. Игорь затаил обиду, и уже в зрелом возрасте начал уничтожать Меглина, разрушая его жизнь.
Смысл концовки сериала «Метод 2»
Если рассматривать общий смысл концовки, то финал построен по принципу «хэппи энд». Объяснение здесь довольно простое. Конец «Метода 2» — это закрытая история. Главный злодей ставит Есению и Меглина перед выбором: один из них должен умереть или Самарин убьёт их дочь.
Два следователя дерутся, Родион побеждает, и несмотря на внутреннего зверя, дремавшего внутри, не переходит черту. Он лишь имитирует убийство Есении, и выходит из дома к Самарину. Он отвлекает внимание маньяка, когда появляется сама Есения. Злодеи повержены, и Меглин говорит умирающему маньяку: «Поймал всё-таки».
Есения уходит в отпуск или совсем бросает службу. Родиона вновь помещают в клинику, откуда он сбегает. Теперь парочка собирается отправиться на море, где Меглин ни разу не был. Как говорится, дело закрыто, все счастливы.
Однако объяснение финала концовки «Метода 2» может быть и другим. Дело в том, что Есения, судя по всему, начинает видеть или ощущать присутствие Меглина-младшего, который никуда не ушёл, и остался с Родионом. Это однозначно указывает, что девушка перешла определённую грань безумия, ведь она изначально была «нашей». И на фоне этого едущая по трассе машина пробивает ограждение и эпично летит в закат. Вполне возможно, что полёт был не к солнцу, а вниз с эстакады. А всё остальное лишь предсмертные видения одного из героев.
В любом случае, проект «Меглин» закрыт, и если продюсеры решат снимать «Метод 3», то испортят приятное послевкусие от этого неординарного, но достаточно интересного сериала.
Константин Хабенский: «Метод-2» — это о зарождении любви, в которой Меглин и Есеня могут потонуть»
Актер намекнул, что у триллера про сумасшедшего сыщика может быть третий сезон.
Константин Хабенский. Фото: Кадр из сериала «Метод-2»
В эфире Первого канала продолжается второй сезон триллера психологических состояний «Метод». «Телепрограмма» узнала, чего стоит ждать от сериала, у исполнителя главной роли.
— В финале первого сезона вашего героя, сыщика Родиона Меглина, убили ножом в сердце. Почему же мы сейчас смотрим второй сезон?
Фото: Кадр из сериала «Метод-2»
— Еще до начала съемок второго сезона я спрашивал людей, хотели бы они увидеть продолжение этой истории. Наверное, процентов 90 очень просили [продолжения]. Но моего героя убили. Что делать? И однажды я сидел с друзьями-летчиками МЧС, мы болтали о «Методе». Шутка через шутку, и вдруг родилось решение.
Я пошутил, что его, конечно, убили, но вдруг у него сердце с другой стороны? Пошутил, а сам задумался. Позвонил своим знакомым кардиохирургам и спросил: много ли людей живут со смещенным сердцем? И тут я понял, что это точное попадание: Меглин живет не только со смещенным сознанием, но и со смещенным сердцем.
— Надо было перепридумать героя заново?
— Актерская профессия — она такая: играешь ты призрака или реального человека, должен одинаково убедительно воплотить это на экране. Персонаж должен быть наделен привычками. Я очень просил режиссера монтажа вырезать все, что будет выходить за рамки нормального человеческого восприятия, потому что я понимал, что «человек-собака», из которого сделали Меглина, вроде разумный, но, с другой стороны, с мусором из подсознания, который Есене (Паулина Андреева) приходится расшифровывать.
Он ведь по-другому реагирует даже на простые вещи: выключатели, лампочки, интернет. Как вот Меглин, например, чувствует интернет? Для работы над ролью я просто наблюдал за людьми вокруг — у всех есть свои особенности, странности, вот их я и подмечал, чтобы собрать образ «нового» Меглина.
«Все беды идут из детства»
Призрак мальчика, преследующий Меглина (Константин Хабенский), — воплощение его детских переживаний. Фото: Первый канал
— Что за мальчик ему постоянно мерещится? Отсылка к известной фразе из пушкинского «Бориса Годунова» («И мальчики кровавые в глазах». — Ред.)?
— Мальчик, с которым он постоянно общается и которого видит только он, — это как раз тот самый призрак — маленький Меглин, или часть его души до травмы. В конце второго сезона его также увидит Есеня. И если она его видит, значит, она выскочила на примерно тот же уровень сознания, что у Меглина.
— В чем заключается метод Меглина? Многие отмечали, что определение «метод» однозначно имеет отношение к актерским техникам. Методу Станиславского, например, когда погружение в обстоятельства и правда переживаний стоят на первом месте.
— Все беды идут из детства: преступления, добро и зло. Путем погружения в обстоятельства жизни другого человека у Меглина появляется способность представить себе воспитание и детство человека, совершающего преступление. А эта способность — влезать в шкуру другого человека — больше относится к нашему ремеслу, актерскому. Потому что, разбирая пьесы и сценарии, мы в первую очередь ищем первопричины.
— Паулина Андреева призналась, что в определенный момент перестала читать сценарий «Метода» на ночь. Не получалось спать потом. А у вас получалось?
Фото: Кадр из сериала «Метод-2»
— Меня в свое время очень сильно поразил первый сезон (снятый Юрием Быковым) на уровне сценария (готовили Дмитрий Иванов и Олег Маловичко). Даже было ощущение, что первый сезон не выйдет на экраны или выйдет в очень позднее время. Он был настолько жестоким — именно не бессмысленным, а с жестоким месседжем, да и просто кровавым. А второй сезон переписывался — искали, как герои будут развиваться.
Все же за этими кровавыми баталиями существует посыл зрителям касательно детства, отношений родителей и детей. То, что мы создаем дома, в семье, это и возвращается к нам бумерангом. Иногда даже задевая другие семьи. Зрители, с которыми я общался, поняли посыл. Может быть, именно жестокость подчеркивает ту нежность и зыбкость детского возраста, события которого потом превращают людей в этих страшных монстров.
Но у меня было сожаление, что в некоторых историях «выпрямлена линия», и это принижает заслуги главных героев. Когда я на пятой минуте понимаю, кто виноват, роль героев немного принижается. Поэтому я долго просил, чтобы на каждую историю было по две серии.
«Я предложил снять два финала»
Фото: Кадр из сериала «Метод-2»
— Что насчет маньяка «Ты меня не поймаешь»? Вы сразу знали, кто это?
— Думал, что знаю, и мне было приятно, что я ошибся. Это заслуга сценаристов. Я, кстати, считаю, что вполне рабочей версией могло быть то, что Меглин сам и есть «Ты меня не поймаешь». Во втором сезоне есть несколько четких доказательств, что это он, и мне эта версия нравится.
— Он может управлять собой, своими состояниями?
— К сожалению, это работа Есени: ее попытка через боль, через отсутствие препаратов вывести его в жизнь. Это еще одна из линий нового сезона. Хочется, чтобы все было убедительно и при этом оставалось место для фантазий и размышлений.
— В чем тогда развитие вашего героя, если он во втором сезоне преимущественно овощ на поводке?
— Там много всего: проблемы с памятью, полное равнодушие к физической оболочке. Но я специально предложил снять два варианта финала — и если второй финал пойдет в эфире, то все свои слова заберу назад. Во втором варианте есть задел на еще один сезон.
Связь Родиона и Есени (Паулина Андреева) разрушительна для них обоих. Фото: Первый канал
— Меглин плюс Есеня равно любовь? Во внерабочее время.
— А там нет внерабочего времени, и расписание всегда одно: проснулся и пошел, как собака, по следу — потом упал, закормили таблетками, заснул, проснулся — и опять по следу. Пока у него ломки, он работает, как только доходит до предела — его закармливают. Наверное, все-таки химия должна исходить от Есени: через ее отношение, через ее переживания. Но также своей любовью она убивает Меглина, губит его, ведь он становится беспомощнее.
Конечно, эпатажность Меглина во втором сезоне более спонтанна и неожиданна. Может быть, он так сам себя докручивает — но точно не для того, чтобы произвести впечатление на публику. Вообще второй сезон — он о зарождении большой любви, в которой наши герои могут потонуть.
«Метод-2» по воскресеньям в 23.00
Смотрите также
Рецензия на второй сезон сериала «Метод» с Константином Хабенским
Кадр из сериала «Метод 2»
Продюсерская компания «Среда»
Первый сезон «Метода» начался почти ровно пять лет назад, 18 октября 2015 года. На тот момент это был, возможно, второй хороший российский сериал — после вышедшей в 2013-м «Оттепели» Валерия Тодоровского. Продюсерский проект Александра Цекало, мечтавшего устроить здесь такой HBO, что мало не покажется, неприкрыто заимствовал у американских шоу с кабельного — «Декстера», «Настоящего детектива», «Ганнибала». А в итоге нащупывал, пускай местами неловко и со скрипом, что-то очень свое, аутентичное, проглядывающее из-под завесы кровищи и расчлененки (иногда, надо признать, действительно эффектной).
Сегодня в России уже не два хороших сериала — их как минимум два в год. Второй сезон «Метода» добирается до экранов, которые существуют совсем в другом контексте. И пускай с точки зрения эстетизированной жестокости у сериала так и не появилось особых альтернатив на русском (пару раз придется поморщиться), продолжение ощущается безнадежно устаревшим. За те четыре серии, что показали прессе, так и не становится ясно, зачем это продолжение в принципе нужно.
Кадр из сериала «Метод 2»
Продюсерская компания «Среда»
В интервью сценарист Олег Маловичко рассказывает, что сперва не хотел развивать историю дальше, но поддался на провокацию Цекало — тот взял его «на слабо». Дело давалось непросто: менялись режиссеры и продюсеры, пилот переписывался около пяти раз. В результате в «Методе» не осталось ничего, что цепляло в первом сезоне: Юрия Быкова, харизматичного Константина Хабенского и страшно колоритных историй маньяков, изображенных отличными артистами.
Быков, очевидно, в этот раз даже не рассматривался: по всей видимости, во время производства первого сезона у него случился конфликт с Цекало, а может быть, и с Хабенским, который ни разу не произнес фамилии постановщика в интервью Юрию Дудю. Вместо него режиссерское кресло занял Александр Войтинский, соратник Тимура Бекмамбетова, за чьими плечами — продюсирование группы «Звери», а также съемки «Черной молнии», «Елок» и инфернальных картин с Федором Бондарчуком в главной роли. В первом «Методе» Быкову не дали продавить его запатентованную социальную депрессию, заставив снимать комикс, но он все равно умудрился выйти за рамки сухой функции режиссера-ремесленника и привнести в историю собственное видение. Войтинский подобным похвастаться не может, поэтому новым сериям, в которых удалось кое-как законсервировать визуальный стиль шоу, отчаянно не хватает хоть какого-то почерка.
Кадр из сериала «Метод 2»
Продюсерская компания «Среда»
Дальше будет небольшой спойлер.
По тизеру, появившемуся год назад, складывалось впечатление, что второй сезон выведет на передний план героиню Андреевой и к концептуальным ориентирам добавится «Девушка с татуировкой дракона» Дэвида Финчера. Сделать из Есени отечественную версию хладнокровной хакерши Лисбет Саландер было бы, возможно, интересным ходом, поскольку за счет этого решилась бы и проблема скудной актерской игры. Однако ничего подобного не произошло, и теперь в «Методе» совсем не на кого смотреть (кроме, как ни странно, Александра Петрова): Хабенский паясничает, Андреева продолжает фальшивить. Ее героине уже невозможно сопереживать. Если в первом сезоне у нее была понятная мотивация — найти убийцу матери, то в новом о желании Есени продолжать работать в СК приходится сочинять теории.
Кадр из сериала «Метод 2»
Продюсерская компания «Среда»
Неблагополучие внутри ячейки общества касается и самой Есени, которая успела выйти замуж за героя Петрова и родить дочь. Ни того, ни другую она, кажется, не любит (возможно, дело в мимике Андреевой, тут неясно), и большую часть времени проводит на работе. Когда выясняется, что Меглин жив, он оказывается приставлен к ней (его нужно по расписанию накачивать таблетками). Так человек, раньше выступавший в роли отцовской фигуры, меняет роль на «ребенка»; как раз то, что нужно героине, отлынивающей от родительских обязанностей. К сожалению, эти же ощущения остаются от нового «Метода»: он как нежеланный ребенок, с которым приходится возиться. К счастью, в данном случае вопрос решается нажатием одной кнопки.
Метод, 2-й сезон
Сюжет 2 сезона:
Серии 2-го сезона
После смерти Меглина Есеня уходит с работы, теперь она самая обычная женщина — жена и мать. Однако, спустя год, новое дело возвращает ее к расследованиям. В городе появляется снайпер, который убивает женихов на свадьбе. В самый разгар веселья очередному новобрачному поступает звонок с неизвестного номера: мужской голос сетует на несправедливость жизни и настоятельно рекомендует «поделиться своим счастьем», после чего жених получает смертельную пулю.
Чтобы найти убийцу, Есене необходим метод. Чтобы найти метод, ей следует воскресить в памяти все то, чему ее учил Меглин…
Молодая женщина убита в своей квартире с особой жестокостью. Убийца затеял своеобразную игру со следствием — нарисовал во всю стену картину с замысловатым сюжетом. Следователи обнаруживают в шкафу маленькую дочь убитой, которой чудом удалось спастись, но ребенок в шоке и дает путаные показания. Первоначально под подозрение попадает ранее судимый брат жертвы. Однако, проанализировав все обстоятельства дела и применив метод Меглина, Есеня приходит к выводу, что мужчина — невиновен, и разгадка преступления кроется в странной живописи…
Есеня и Меглин понимают, почему маньяк убивает снова и снова, но по-прежнему не знают — кто он, ведь палач никак не связан с жертвами. Приблизиться к разгадке «идеального преступления» помогают картины, которые серийный убийца оставляет рядом с телами. Сюжет рисунков все время повторяется и, в конце концов, сыщикам удается расшифровать эти визуальные послания. Однако, в то время как группа захвата готовится к задержанию подозреваемого, того успевает предупредить об опасности таинственный «Ты меня не поймаешь». Это дает Есене основания подозревать, что ТМНП — ближе, чем она думает…
В тихом провинциальном городке происходит массовое убийство, жертвами которого становятся трое мужчин, жена одного из них, малолетняя дочь, а также местный бизнесмен. Под руку преступника попадает и случайный свидетель, сосед. Убийца всех расстрелял, а затем поджег дом. Подробности этого дела шокируют жителей города: серьезных преступлений в области не было уже семь лет. Мэр города просит прислать специалистов из Москвы, чтобы расследовать это дело по горячим следам. Есеня вынуждена поехать вместе с Меглиным, хотя ее родные категорически против, да и отношения между напарниками — хуже не придумаешь…
Меглин удивляет всех своим поведением — местные власти уверены, что им прислали из Москвы душевнобольного. Но даже в бредовых идеях напарника Есеня находит ключ к разгадке преступления. Все указывает на то, что убийца — осужденный семь лет назад полицейский по прозвищу Леший. Однако Леший недавно умер в тюрьме. Пока Есеня и Меглин добиваются эксгумации тела полицейского, в городском парке выстрелом в лицо убивают местную проститутку…
Меглин, уверенный в том, что в городе действует подражатель, спасает подозреваемого, сторожа с кладбища, от линчевания. Мужчина был в числе подозреваемых и тогда, много лет назад, однако Родион научил его сопротивляться тяге к убийствам. Сторож видел машину «Кукольника», и готов её опознать, но ему никто не верит, кроме Меглина. Тем временем Есеня обнаруживает нечто общее у жертв: все девушки находились в состоянии первой влюбленности…
«Ты меня не поймаешь» убивает отца Есени. Все указывает на то, что ТМНП — это сам Меглин. Ему приходится скрываться. Есеня отправляется расследовать очередную серию убийств без напарника. Похоже, что преступления совершает не один серийный убийца, а разные люди. Кроме того, кто-то выкладывает шокирующий контент в сеть в прямом эфире… На месте преступления в машину к Есене садится Меглин. Он утверждает, что он не убивал ее отца, но можно ли ему верить!?
На местах убийств Есеня обнаруживает странные цифры, которые складываются в дату 20.04.99. Это день массового расстрела в американской школе «Колумбайн». На первый взгляд, между преступлениями нет ничего общего. Однако Есене удается найти закономерность. Меглин помогает ей в расследовании, а Есеня, в свою очередь, укрывает опального напарника от следствия. Однако, кто-то узнает, где прячется Меглин, и совершает на него покушение…
На берегу реки найдены фрагменты тел девушек. Есене при помощи Меглина удается идентифицировать убитых. Следствие приходит к выводу, что все они стали жертвами объявившегося в округе серийного убийцы. Оперативникам даже удается составить фоторобот маньяка, однако на деле все оказывается не так просто… Тогда Есеня решает поймать преступника «на живца». Она самолично отбирает девушек в спортивном клубе, где те проходят курсы самообороны…
Очередной жертве серийного убийцы чудом удается спастись, сбежав. Девушка хочет скрыть этот факт ото всех, однако прозорливый Меглин догадывается, что она была с тем, кого они ищут. Есеня обнаруживает на пальцах девушки характерные синяки. Чтобы поймать маньяка, Есеня решает сама стать приманкой…
Есеня понимает, что единственный способ спасти своего ребенка — сдать Меглина. Однако ей не приходится идти на этот шаг: он сам признается в убийстве отца Есени и садится в тюрьму, где ему угрожает опасность от сокамерников, которых он когда-то упрятал за решетку. Тем временем в поле под Вологодском обнаружено тело иностранца. Экспертизу поражает способ убийства, его явно совершил психически нездоровый человек. Есеня настаивает на участии Меглина в новом расследовании.
На автобусной остановке обнаружен француз с признаками обморожения. По какой-то причине маньяк не стал убивать и отпустил свою жертву. Но мужчина не может дать показаний, он в коме. Меглина привозят на место происшествия под конвоем. Кажется, что Есеня таким образом спасает напарника, однако, на самом деле, она вынуждена выполнять указания «Ты меня не поймаешь».
Чтобы доказать, что «народные мстители» — это не они, Меглин и Есеня отправляются на поиски настоящих убийц. Они еще не подозревают, что таким образом ими ловко манипулирует «Ты меня не поймаешь», чтобы заманить напарников в смертоносную ловушку…